Определение школьного невроза

«Невроз как психофизиологическое состояние,- писал И. Г. Шульц, немецкий психиатр и психотерапевт,- являет собой комплекс беспорядочных мускульных напряжений, которыми человек вольно или невольно отвечает на раздражение внешней среды».

И не в мышцах кроются причины беспорядочных мускульных напряжений, создающих напряженность, а в подсознании, как оборонительный рефлекс (защитить глаза и голову). Когда дети идут в школу, спектр раздражений этой самой среды значительно расширяется. Вот почему среди детских невропатических патологий школьный невроз занимает отдельную нишу.

Неврозы школьников могут быть как продолжением детских нервных расстройств, вызванных рядом наследственных и социальных причин, таких как тяжелое течение беременности матери и сложные роды, неврологические заболевания кровных родственников. Огромную роль, провоцирующую заболевание, играет неблагополучная атмосфера в семье. Неверное понимание родителями тактики воспитания (излишняя строгость, жестокость или чрезмерное потакание всем прихотям ребенка).

Симптомы

Если с наступлением учебного периода ребенок стал плохо спать, практически потерял аппетит (его довольно часто тошнит, иногда возникает рвота, при этом не связанная с пищевым отравлением), у него наблюдаются спазмические боли, сводит судорогой конечности, случается ночное, а иногда дневное непроизвольное мочеиспускание — энурез), то родители обязательно должны обратить на это пристальное внимание, как на признаки невротического характера.

  • Подавленное, угнетенное настроение или наоборот, повышенная эмоциональность и возбудимость;
  • Раздражительность, порой перерастающая в агрессию;
  • Плаксивость, повышенная уязвимость;
  • Резкая смена настроения;
  • Истерические припадки, с падением на пол, бурными криками и рыданиями,- явные психические признаки проявлений невроза.

А подергивание глазами, потряхивание головой, гримасы, заикание, частое шмыганье носом, привычка грызть ногти и т.п.,-  его соматические симптомы. Эти проявления тесно связаны с личностными особенностями больного, а также типа психотравмирующей ситуации. Истеричность, тревожная мнительность вызывают истерию, неврастению и невроз навязчивых состояний.

Причины

Участившиеся неврозы школьников, прежде всего, прямо пропорциональны изменениям в общеобразовательной системе. Очень усложнилась обучающая программа. А, значит, возникла потребность в дополнительных занятиях и репетиторах. Помимо этого, ребята посещают всевозможные кружки, спортивные секции. Школьникам не всегда под силу справится с серьезной умственной, эмоциональной и физической нагрузкой.

Не будем забывать и о межличностных отношениях в школе между сверстниками и педагогами. А также отношениями в семье. Для примера, давайте рассмотрим вариант психотравмирующей ситуации. Ребенок старается хорошо учиться, слушаться преподавателей. Он получает отличные оценки, его ставят в пример. Что не может не сказаться на отношении к нему менее успевающих одноклассников. «Зубрилка», «шестерка»,- самые мягкие из прозвищ, которыми его награждают. Нередки физические унижения и издевательства.

Если школьник не начнет подстраиваться под сверстников, дальше – хуже. Он станет бояться ходить в школу и на прогулки т.п. Заикание (логоневроз), подергивание мелких мимических черт лица, спровоцированное страхом, обидой, злостью, вызовет еще большую бурю насмешек. А если он захочет стать «своим» среди однокашников, резко снизит успеваемость, станет хамить учителям, его ждут новые испытания, уже со стороны педагогов и родителей. Боязнь идти домой, не оправдав ожидания, где ждут насмешки, наказания (психологические и физические) за плохие оценки и поведение.

Замкнутый круг психотравмирующих ситуаций вгоняет мозг ребенка в такое состояние, когда он переживает не только следствия минувших причин, но и для паники появляются вымышленные поводы. Инстинкт самосохранения порождает запредельное возрастающее напряжение. И, как следствие, глубокий невроз.

Это только одна из моделей возможного развития ситуации. Их может быть множество. Наличие или отсутствие модной одежды или гаджетов, социальный статус семьи, физические недостатки или совершенства, могут сделать школьника изгоем, «белой вороной» в стае.

Самооценка ребенка, склонного к неврозу, необъективна, занижена. Или наоборот, завышена. Он считает себя «непризнанным гением».

Диагностика

К сожалению, диапазон перечня неврозов у школьников очень велик, что затрудняет диагностику категории психоневрологических расстройств. Только опытный терапевт – невролог может правильно определить тип недуга и назначить психокорректирующее лечение.

А начинать диагностику, прежде всего, необходимо общения с родителями, выяснить обстановку в семье. Затем, изучить обстановку в школе. Взаимоотношения ребенка с учителями и сверстниками. А в беседе с самим больным, определить его болезненные точки, основные раздражители.

Выделить главные особенности развития его личности с учетом возрастных и индивидуальных возможностей. Тестирование проводится в игровой форме, с помощью рисунков ребенка, которые очень информативны. Также в доверительной беседе.

По результатам обследования, включающим лабораторные анализы, консультации нескольких специалистов в данной области, назначается лечение, которое соответствует психосоматическому состоянию невротика.

Лечение

При диагнозе «школьный невроз» есть очень хорошая новость, заболевание носит обратимый характер. Вовремя назначенное комплексное лечение — психологическое, медикаментозное и домашними средствами, покажет быструю, положительную динамику смягчения симптомов и полного исцеления.

Следует отметить, что главную роль в излечении играют психические методы, так как невроз, прежде всего,- психогенное заболевание. Врач помогает родителям разобраться во внутрисемейных отношениях, наладить эмоциональную связь со своим чадом. Принять его таким, какой он есть. Уделять больше внимание, но не переусердствовать в опеке. Поддерживать, но не решать полностью его проблемы. Обратить внимание на принципы воспитания, убрать диктат и жесткость. Ни в коем случае не выяснять отношений с обидчиками ребенка. Возможно, изменить что то в своем поведении, служить личным примером.

Иногда отлично помогает гипнотерапия. Во время сеанса гипноза, убираются психотравмирующие моменты, дается установка на адекватную реакцию малыша в стрессовых ситуациях, на его позитивное восприятие жизни.

В медикаментозном лечении применяются витамины, антидепрессанты. В сложных случаях, только по предписанию врача, назначаются транквилизаторы.

Прием успокаивающих отваров из лекарственных трав

В домашних условиях, проконсультировавшись с доктором, рекомендуется давать больному настои и отвары успокоительных лекарственных растений. К ним относятся корни валерианы, пустырника, пиона уклоняющегося. В аптеках продаются специальные травяные лекарственные сборы, нормализующие эмоциональное состояние ребенка.

Установить ребенку режим дня

Строгий режим дня поможет привести нервную систему школьника в порядок. Необходимо, чтобы его отход ко сну приходился на одно и то же время. Не допускайте позднего выполнения домашнего задания, просмотра телевизора, компьютерных игр. После школы, особенно в первые годы обучения, желателен дневной отдых. Обеспечьте сбалансированный, полноценный и своевременный прием пищи.

Смена рода деятельности

Для того чтобы стабилизировать нервную систему школьника, следите за временем, которое он проводит за уроками, чтением книг, компьютером. Разбавляйте занятия прогулками на свежем воздухе в любую погоду. Играйте, по возможности, вместе с ним в разные, особенно подвижные игры. Наполните жизнь ребенка впечатлениями от совместных поездок в театр, цирк. В хорошую погоду всей семьей выбирайтесь на природу.

Релаксация

Разгрузке нервной системы школьника очень помогают теплые ванны с добавлением успокоительных эфирных масел. Массажи, лечебная гимнастика, плавание.

Отмечено, что общение с животными оказывает целительный эффект на психику ребенка. Заведите домашнего питомца. Хотя бы небольшой аквариум с рыбками. Наблюдение за их жизнью очень расслабляет, успокаивает. А если нет возможности, ходите в зоопарк. В современных зверинцах детям дают возможность погладить некоторых животных. Катание на лошадях, общение с дельфинами в бассейне творит чудеса.

Профилактические мероприятия

Чтобы не допустить развитие невроза у школьников, семье и учителям важно уделять внимание профилактике заболевания. Любящие, внимательные родители, замечайте даже незначительные перемены в состоянии ребенка! Не относитесь к нему пренебрежительно, слишком строго. Ведь растущему человечку очень сложно справляться со стрессами, связанными со сменой привычной обстановки, круга общения, распорядка дня, ответственностью и возросшими психическими и физическими нагрузками. Приглашайте к себе домой и на прогулки друзей ребенка.

Педагоги должны учитывать индивидуальные особенности личности каждого учащегося, и на основании этого корректировать обучающую программу. От педагога зависит и микроклимат в классе, и отношения между детьми. Учитель с «Большой буквы», обязательно выделит самые сильные стороны каждого ребенка, найдет к его душе свой подход.  Совместные классные мероприятия (походы в лес, кино, театры), командные игры помогают детям подружиться, что дает отличные результаты в процессе учебы и адаптации в школьном коллективе.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Определение школьного невроза